Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Муниципальное образование
"Светловский городской округ"

Светлый.РФ: официальный сайт

Об округе

Герб Флаг

Административный центр:
город Светлый

Население: 29,0 тыс.

Площадь: 8559 га

Географическое положение:
Юго-западная часть Калининградской области на юге Самбийского полуострова

Фильм о городе Светлом

Фильм «Пять лет из истории Светлого» Смотреть онлайн

Веб-камера на площади города

Web-камера на площади города Смотреть онлайн





















Информация для населения


Телефоны горячих линий

Горячие линии ЕГЭ и ГИА
в Светловском округе
8 (40152) 349-87
Пн.-Пт. 08.00 — 17.00
в Калининградской области
ЕГЭ 8 (4012) 592-953,592-970
ГИА 8 (4012) 592-953,592-967
Пн.-Пт.  в рабочее время

Горячие линии о фактах принуждения сдачи денег на нужды школы
в Светловском округе
8 (40152) 491-17
Пн.-Пт. 08.00 — 17.00
в Калининградской области
8 (4012) 592-953
Пн.-Пт.  в рабочее время

Горячая линия администрации по борьбе с коррупцией
8 (40152) 491-06
Пн.-Пт. 08.00 — 17.00
8 (40152) 491-00
Пн.-Пт. 17.00 — 08.00
Сб.-Вс. круглосуточно

Горячая линия по фактам вырубок древесины
8 (4012) 935-693

Горячая линия о фактах выплаты заработной платы, уровень которой ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Калининградской области 10 000 рублей:
8 (40152) 4-91-15; 4-91-06
с 8.00 часов до 17.00 часов
8 (40152) 3-45-53; 4-91-00.
с 17.00 часов до 08.00 часов

Сергей Лютаревич: Эпоху раздробленности муниципалитетов пора заканчивать

10.02.2014

После ноябрьской встречи Владимира Путина с делегатами Всероссийского съезда муниципальных образований в Суздале администрации президента было поручено до 1 июня 2014 года разработать очередные поправки к 131 закону «Об общих принципах организации местного самоуправления». Изменится ли после этого в лучшую сторону положение муниципалитетов, спросили мы у председателя Ассоциации муниципальных образований Калининградской области, главы администрации Светловского городского округа Сергея Лютаревича.

- Сергей Николаевич, самая больная точка - распределение полномочий и денежных средств между региональными и муниципальными властями. Поменяется ли как-то принцип «денег нет» для местных бюджетов после принятия поправок?

- Если вернуться к этой ноябрьской встрече, то фраза президента о доходах в муниципалитетах «там отрезал, здесь чуть-чуть прибавил» бьет не в бровь, а в глаз.
Надо понимать, что доходы муниципальных образований состоят из налоговых, неналоговых доходов и меж- бюджетных трансфертов, т.е. денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов, регионального и федерального. Львиную долю в этих доходах составляет НДФЛ (налог на доход физических лиц) и до 2011 года в бюджеты муниципальных образований поступало не менее 40% этого налога, который собирал муниципалитет. После 2011 года изменениями в бюджетное законодательство доля отчислений НДФЛ снизилась в 2,5 раза, а для любого муниципалитета, например, это содержание всех детских садов за год. И вопрос, где взять деньги, все время остается открытым. А если говорить в целом, то картина тогда выглядела так: финансовые возможности для решения вопросов местного значения уменьшились, а полномочия остались прежними. Но жителю, который приходит к главе, это все равно, ему главное, чтобы проблема была решена.
На эти налоговые изменения наложилась чехарда с полномочиями между поселениями, городом и районами. Мы, конечно, не сидели на месте и смогли убедить в 2012 году правительство, чтобы нам дополнительно добавили НДФЛ в муниципалитеты, особенно в те, кто еле сводит концы с концами, но мы же понимаем, что постоянно выступать в роли просителя невозможно. Ситуацию нужно менять в принципе. И здесь Ассоциация муниципальных образований видит пока один выход это пересмотреть существующий объем полномочий муниципалитетов и главное, исключить те из них, которые не могут быть профинансированы из местного бюджета, а если их оставлять, то с соответствующим финансовым обеспечением. Не совсем согласны мы и с новыми предложениями Правительства РФ о том, что нам передадут 5% налога на прибыль, поскольку при нынешнем состоянии экономики нам, скорее всего, передадут воздух. Поясню свою мысль: если для России это хоть какие-то деньги, то для Калининградской области это вообще ничего, т.к. по закону об Особой экономической зоне предприятия-резиденты ОЭЗ на 12 лет освобождены от налога на прибыль. Конечно, хорошо Москве предлагать нам региональные налоги, а федеральными деньгами с нами никто делиться почему-то не спешит.

- Из каких средств сегодня формируются местные бюджеты?

- Из анализа бюджетов, проводимого Ассоциацией муниципальных образований, видно, что практически любая местная казна собственными доходами обеспечена всего лишь на треть. Остальные деньги на исполнение полномочий мы получаем в виде финансовой помощи из регионального бюджета. А чтобы мы могли самостоятельно благоустраиваться, содержать детские сады, школы, дома культуры, производить ремонт и модернизацию объектов ЖКХ, ремонтировать дороги, в общем, для того, чтобы создать максимально комфортные условия проживания местным жителям, нам ежегодно к собственным 8 млрд. доходов, из которых более половины приходится на город Калининград, дополнительно необходимо в 2 раза больше. А денег - то нет. И несмотря на то, что денег в муниципалитетах не хватает, главы хотят модернизировать объекты ЖКХ, строить детские сады и школы через участие в областной инвестиционной и федеральной целевой программах. Вот и возник замкнутый круг - муниципалитеты были вынуждены с 2007 по 2010 годы кредитоваться в областном правительстве, и в итоге дошли до того, что эти кредиты в несколько раз превышали доходную часть местных бюджетов. В связи со сложившейся ситуацией губернатором Николаем Цукановым в 2012 году было принято решение о реструктуризации задолженностей всем муниципалитетам, а это ни много ни мало более 2 млрд. рублей. Судя по политике федерального центра, без кредитов муниципальные образования не выживут, и ситуация с долгами повторится вновь.
Хочу пояснить, что у каждого муниципалитета бюджетная обеспеченность разная. Так, например, по итогам 9 месяцев 2013 года доход на 1 жителя в Калининграде составляет порядка 10 тыс. рублей, в Гурьевске - 7,5 тыс. рублей, в то время как в Краснознаменске и Славске соответственно 2,3 и 1,6 тыс. рублей. Видно, что уровень социально-экономического развития у всех муниципальных образований разный, при этом везде одинаково необходимо обеспечить жителей теплом, газом, хорошими дорогами и так далее. Вот и приходится латать дыры в муниципальных бюджетах, и главам стоять с протянутой рукой, чтобы обеспечить своих жителей самым необходимым.

- Мы вернулись к вопросу о перераспределении полномочий между местными и региональными властями. Что-то изменится в лучшую сторону для муниципалитетов после снятия с них полномочий и передачи их на более высокие уровни власти?

- Вы неверно трактуете федеральный закон об организации местного самоуправления. У нас сегодня не четко прописаны полномочия между муниципалитетами и субъектами РФ, более того, они постоянно меняются. Сейчас их более 30, включая и недавно появившиеся полномочия, и ответственность глав за создание условий для укрепления межнационального и межконфессионального согласия, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных и межэтнических конфликтов.
Еще один момент - говорят, что у муниципалитетов забрали полномочия, и им стало жить легче. Надо понимать, что вместе с полномочиями у нас забирают и часть доходов, как это, например, случилось с зарплатами педагогов детских садов с 2014 года, ровно на эту сумму область забрала часть местных доходов себе. Поэтому говорить, что муниципалитетам будет легче после снятия некоторых полномочий, не приходится. Почти неподъемной для многих муниципалитетов оказывается и социальная поддержка отдельных категорий граждан, которая по Конституции РФ и в рамках федеральных законов должна финансироваться за счет федерального и регионального бюджетов, а по сути частично или в полном объеме перекладывается на местный бюджет. К примеру, предоставление земли многодетным, реализация федеральной программы «Жилище» и пр. Здесь следует упомянуть и майские указы Президента по повышению заработных плат, которые решением Правительства РФ в итоге почему-то легли на и без того тощие бюджеты региональной и местной власти.

- И как же выйти муниципалитетам из этого замкнутого круга - полномочия есть, а денежных средств на их исполнение не хватает?

- Существует несколько путей вы¬хода из сложившейся ситуации. 131 закон стал результатом ратификации Россией в 1998 году Европейской хартии местного самоуправления и он практически полностью скопирован с европейского законодательства без учета российских особенностей. За десятилетие его существования было принято более 200 поправок! Конечно, идея вроде была хороша - приблизить максимально власть к людям, но итогом стало, например, что в маленькой Калининградской области из 22 путём дробления было сформировано 88 муниципальных образований.
Таким образом, власть к людям пришла, но без денег. К тому же жителям стало непонятно, кто за что отвечает в поселениях, городах и районах. Поэтому сегодня один из выходов - укрупнение муниципалитетов, переход муниципальных районов в городские округа. В нашем регионе процесс начался с Гусевского и Гурьевского районов - они стали округами, и с января 2014 года количество муниципальных образований в области сократилось до 75 (9 городских округов, 13 муниципальных районов и 53 поселений).
Еще один вариант улучшения ситуации - передача полномочий от поселений в районы. И как показывает практика, наиболее эффективный метод это объединение администрации районного центра с администрацией района.
В этой непростой ситуации задача Ассоциации понять, какой из вариантов будет наиболее приемлемым для эффективного управления главой данной местности и комфортным для жителей.
Но как ни крути, эпоху раздробленности муниципалитетов пора заканчивать, и необходимо найти золотую середину между объемами полномочий и финансовых ресурсов.
Еще один момент - говорят, что у муниципалитетов забрали полномочия, и им стало жить легче. Надо понимать, что вместе с полномочиями у нас забирают и часть доходов, как это, например, случилось с зарплатами педагогов детских садов с 2014 года, ровно на эту сумму область забрала часть местных доходов себе. Поэтому говорить, что муниципалитетам будет легче после снятия некоторых полномочий, не приходится.


Количество показов: 1938
Дата создания: 10.02.2014 10:08:04
Дата изменения: 10.02.2014 10:16:50

Возврат к списку