На Калининградском морском канале расположены самые крупные предприятия нашего округа
15 ноября исполняется 120 лет со дня начала судоходства по морскому каналу.
История разработки проекта началась еще в 1879 году, когда купцы Кёнигсберга, посчитав убытки от перегрузки товара в Пиллау на лихтерные (маленькие) суда, так как большегрузные суда не могли пройти по мелководному заливу, объявили конкурс на решение проблемы по углублению канала. Поступило 20 заявок от 10 авторов. Победил проект строительного инспектора гавани Пиллау Гуго Натуса.
Общая протяженность канала составила 31,5 км, глубина 6,5 м. Земляные работы начались в 1890 году и велись на протяжении 9 лет. За это время 5 земснарядов и 12 землечерпалок подняли со дна залива тысячи кубометров песка, ила и торфа. Еще 2 года канал оборудовался системами безопасности, связи и оповещения.
Работы начались с возведения дамб, состоящих из двух свайных рядов. Около Пиллау и Пайзе были отсыпаны острова, которые служили указателями движения по каналу. Напротив деревень, расположенных на берегу залива, между дамбами были предусмотрены 30-метровые проходы для обмена воды в канале. Всего было возведено десять дамб.
Торжественное открытие состоялось 15 ноября 1901 года.
В 1924-30 и 1938-39 годах проводились работы по углублению и расширению канала. В 1935 году в Пайзе был сооружен морской причал.
В послевоенные годы работы по усовершенствованию канала продолжались ускоренными темпами. К 1986 году глубина канала достигала 8,5 м. В середине 90-х гг. на некоторых участках она была доведена до 9-10,5 м, а ширина – 50-80 м. Из-за узости канала больше ста лет суда двигались по нему в одностороннем движении: три часа в одну сторону, три часа в другую. Сооружение станции расхождения судов возле пос. Комсомольского значительно увеличило пропускную способность. Двустороннее одновременное движение судов по каналу началось с июля 2007 года. Сегодня в сутки по Калининградскому каналу в обоих направлениях проходит свыше 30 кораблей, в основном это танкеры и контейнеровозы.
Сегодня все судоходные пути по Калининградскому заливу соответствуют международным требованиям. Установлены 30 плавучих навигационных знаков с современными светодиодными фонарями для обеспечения безопасности мореплавания; система контроля и управления огнями; новый лазерный навигационный знак; оборудованы современные метеорологические станции и видеокамеры для измерения уровня воды и скорости.
А в первые послевоенные годы канал был настолько мелкий, что местные подростки запросто переходили его пешком до первого маяка, переплывали неширокий фарватер и снова шли пешком по илистому дну до косы. На набережной канала выросло не одно поколение светловской детворы. Набережная канала всегда была излюбленным местом летнего отдыха светловчан. Сегодня это круглогодичный городской променад, место проведения главного нашего праздника – Дня города – Дня рыбака, благоустроенный парк и стадион, место встреч и отдыха.
Фото из архива редакции газеты «Светловские вести»