Первое упоминание о поселении Циммербуде встречается в хронике середины XV века немецкого рыцарского Тевтонского Ордена. В то время здесь был построен замок «Королевское рыбацкое поместье», принадлежавший Земландскому епископу, но воды залива довольно быстро разрушили его.
Жизнь в Циммербуде и Пайзе круто изменилась только в конце XIX века. В 1894 году началось строительство канала Кенигсберг – Пиллау, которое продолжалось до 1901 года. После отсыпки косы вода возле поселков успокоилась, в рыбацких селениях были подняты мостовые, устроены удобные гавани, оборудованы сигнальные станции. Строительство в 1936 году Восточно-Прусской электростанции (1936-39 годы), открытие железной дороги с вокзалом, строительство двух портовых причалов, комбикормового завода и перевод из Пиллау моторных катеров превратило бедные рыболовецкие поселки в современные зажиточные поселения.
Вторая мировая война снова изменила судьбу Циммербуде и Пайзе. Привычный уклад изменился навсегда.
25 апреля 1945 года под мощным ударом советских войск пала важнейшая база гитлеровского военно-морского флота – крепость Пиллау, что завершило полный разгром Земландской группировки врага. Остатки немецких войск бежали через пролив Зестиф на косу Фрише-Нерунг (Балтийская коса). Для форсирования косы Фрише-Нерунг в Пиллау и Пайзе-Циммербуде были сформированы два тактических десанта. Восемь человек, самоотверженно сражавшихся в те дни в этих местах, получили высокое звание Героев Советского Союза. В поселке Взморье четыре улицы названы в честь Героев Советского Союза, воевавших в этих местах: Василия Лапшина, Владимира Дровника, Антона Лопатина и Александра Евсеева. В 1970 году по просьбам жителей Светлого одна из улиц города была переименована в улицу имени Василия Яльцева.
От Циммербуде к Светлому
Первые послевоенные годы были самыми трудными в истории нашего города, впрочем, как и в других городах и поселениях бывшей Восточной Пруссии. После войны посёлки Циммербуде, Пайзе, Гросс Хайдекруг (Взморье), Маршенен (Волочаевское) и Видиттен (Ижевское) практически обезлюдели, осталось всего несколько немецких семей, которые в течение трех лет были депортированы. С 1945 года здесь стали селиться переселенцы из СССР. Первыми были демобилизованные военные из рядов армии, затем, с 1946 года, начали приезжать по оргнабору специалисты – энергетики разных специальностей, строители, рыбаки, а с конца 1949 года — все желающие со всей страны. Близость судоходного морского канала определило промышленную инфраструктуру будущего города: рыболовство, рыбообработка, пищевая промышленность, судоремонт, грузоперевозки, портовое обслуживание и т.д. Сразу же после войны здесь появились первые промышленные предприятия.
Многие первые жилые дома в Светлом и поселках были построены по так называемому «горьковскому методу»: люди – сотрудники предприятий – в свои выходные и отпуска трудились на стройках, так как мощностей строительных объединений и организаций не хватало для того, чтобы одновременно возводить производственные объекты и жилье. Уже в 1946 году первых учеников приняла начальная школа. Для рабочей молодежи была организована вечерняя школа. В 1948 году открылась школа в поселке Взморье. В 1952 году — в районе Комсомольский Светлого. В 1951 году в Светлом открылась больница, а в 1955 году — новая поликлиника, гастроном № 59 и промтоварный магазин. В 1957 году распахнул двери новый Дом культуры энергетиков. В 1960-70-е года Светлый стал приобретать знакомые нам черты.
Светлый сегодня
Даже в сложные перестроечные годы Светлый продолжал развиваться. В период экономических реформ светловские предприятия претерпели ряд серьезных реорганизаций, связанных с их акционированием, но в большинстве своем удержались на плаву. В 2004 году законом Калининградской области за Светлым был закреплен статус городского округа с 11 населенными пунктами: г. Светлый, поселки Взморье, Люблино, Волочаевское, Черепаново, Ижевское, Кремнево, Веселовка, Боброво, Песчаное, Шиповка.
В последнее десятилетие в Светлом, как и во всем округе, окружные власти вместе с жителями и предпринимателями активно работают над улучшением условий жизни. Сегодня его можно именовать городом рыбаков, нефтяников, судоремонтников, мебельщиков, пищевиков и портовиков.