Об отдельных требованиях законодательства о закупках

герб города Светлого

Статьями 31 и 39 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрены требования к участникам закупок и членам комиссии по осуществлению закупок, отсутствовавшие в утратившем силу Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Так, согласно пункту 9 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ под конфликтом интересов между участниками закупки понимаются следующие случаи, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий:

состоят в браке с выгодоприобретателеми, руководителями либо членами органов управления участников закупки;

являются родственниками выгодоприобретателей, руководителей либо членов органов управления участников закупки по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой, внуками), усыновителями или усыновленными, полнородными или неполнородными братьями или сестрами.

Необходимо учитывать, что названные требования применяются ко всем участникам закупки в сфере осуществления заказов для государственной и муниципальной службы в отличие от положений статьи 10 Федерального от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которые распространяются только на должностных лиц государственной или муниципальной службы.

Федеральным законом № 44-ФЗ также закрепляются дополнительные требования к членам комиссии по осуществлению закупок, которые не должны находиться в родственных отношениях с участником закупки.

Так, в силу части 6 статьи 39 Федерального закона № 44-ФЗ членами комиссии не могут быть физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии (родителями и детьми, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки.

Вместе с тем необходимо учесть положения статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ об обязанности государственного или муниципального служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять об этом представителя нанимателя. Таким образом, члены комиссии по осуществлению закупок, члены контрактной службы, являющиеся государственными или муниципальными служащими, должны уведомлять об обстоятельствах, влекущих конфликт интересов в соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона № 44-ФЗ.

Исходя из положений части 8 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соблюдение данных требований. При этом она не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать отсутствие конфликта интересов. Названной нормой допускается исключение из общего правила в случае установления таких требований Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

При обнаружении факта наличия конфликта интересов участник закупки подлежит отстранению от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ему должно быть отказано в заключении контракта.