Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2020 год

герб города Светлого

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за  2020 год  подготовлено в соответствии с  ч. 3 ст. 8.2 Федерального закона № 294–ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с постановлением  администрации МО «Светловский городской округ» от 16.12.2019 № 1264 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Профилактика нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами по организации и осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Светловский городской округ» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов».

Анализ практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен с целью обеспечения доступности сведений об указанной практике, устранения условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений.

Мероприятия по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «Светловский городской округ» проводятся в соответствии:

– со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации;

– с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– с Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Светловский городской округ», утвержденный постановлением администрации МО «Светловский городской округ от 04.06.2015 года № 524;

– с Административным регламентом проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением администрации МО «Светловский городской округ» от 14.05.2012 № 471.

Распоряжением администрации МО «Светловский городской округ»  от 29.10.2019г. № 570-р утвержден ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по муниципальному земельному контролю на 2020 год.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключены проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год. Следовательно, проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году не проводились.

В рамках муниципального земельного контроля за 2020 год в отношении граждан, управлением общественной безопасности администрации МО «Светловский городской округ» проведены проверки на соблюдение требований земельного законодательства Российской Федерации, из них:

41 – плановые проверки;

2 – внеплановые проверки;

17- внеплановые проверки исполнения предписания.

По результатам данных проверок на соблюдение требований земельного законодательства выявлено 18 нарушений требований земельного законодательства, из них:

– 6 фактов самовольного занятия земельных участков;

– 3 факта неиспользования земельных участков;

– 9 иных нарушений земельного законодательства (нарушения земельного законодательства», выявленных в нарушении обязательных требований ст.ст. 25, 26, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

10 материалов проверки с информацией о наличии признаков выявленных нарушений переданы по подведомственности в органы государственного земельного надзора (контроля) Калининградской области для рассмотрения, из них:

– по 3 материалам вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму                            15 тыс. руб.;

– по 2 материалам вынесены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

– по 3 материалам вынесены определения об отказе в возбуждении административного дела;

– 2 материала находятся на рассмотрении.

Кроме того, за данный период управлением общественной безопасности выдано 18 предписаний об устранении нарушения земельного законодательства, из них отменены – 3.

За неисполнение предписаний составлено 9 протоколов об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлены на рассмотрение в Мировой суд. По 9 административным материалам, переданным в Мировой суд, вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.

Управление общественной безопасности администрации                                 МО «Светловский городской округ» обращает внимание граждан на то, что предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства, выданное им по результатам проверки, является обязательным к исполнению с момента получения. Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного нарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства.

Следовательно, граждане, во избежание штрафных санкций, обязаны исполнять предписание, выданное должностным лицом, вне зависимости от того, привлечены ли они к административной ответственности в органах государственного земельного надзора (контроля) Калининградской области.

В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке:

–  составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и направляет материалы в Мировой суд для принятия мер по привлечению к административной ответственности;

–  выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства, либо направляет материалы проверки в правовое управление администрации МО «Светловский городской округ» для подачи искового заявления в Светловский городской суд по освобождению самовольно занятого земельного участка, понуждению использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и т.д.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля, управление общественной безопасности администрации МО «Светловский городской округ» осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля.

Специалистами по земельному контролю в 2020 году проведены консультации с подконтрольными субъектами, которые осуществлялись на постоянной основе в ходе приема граждан по личным вопросам, а также посредством телефонной связи. Таким образом, специалистами разъяснены вопросы по соблюдению требований земельного законодательства при ведении хозяйственной или иной деятельности, в ходе которой могут быть допущены нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля.

Типичными нарушениями при осуществлении муниципального земельного контроля являются:

  1. Изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, находящихся в муниципальной собственности.

Ответственность за правонарушение установлена статьей 7.1 КоАП.

В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и не пересекают границ смежных земельных участков. В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН.

  1. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества. Ответственность за такой вид правонарушений установлен частью 3 статьи 8.8 КоАП.

В целях недопущения нарушений правообладателям земельных участков необходимо в сроки, установленные федеральными законами, приступить к использованию земельного участка, а также подать Уведомление о начале планируемого строительства на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, если таковое не подано. Следует отметить, что использование земельного участка должно соответствовать виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН и правоустанавливающих документах на землю.

  1. Использование земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с установленным разрешенным использованием. Ответственность за такой вид правонарушений установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП.

В правоустанавливающих документах на землю, а также в ЕГРН указывается правовой режим земельного участка – его целевое назначение и вид разрешенного использования. В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться что, фактическое использование земельного участка соответствует правовому режиму земельного участка.

Как показывает анализ проведенных контрольных мероприятий, наиболее часто выявляемым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства, получить квалифицированную помощь по существу возможно посредством личного обращения к специалистам отдела экологического мониторинга, муниципального земельного и лесного контроля управления общественной безопасности администрации                        МО «Светловский городской округ», уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Советская, д. 47, 2 подъезд, 2 этаж (понедельник с 14-00 до 16-00, четверг с 10-00 до 12-00, обед с 12-00 до 13-00), телефон 8(40152)3-02-53.

Для того чтобы проследить в порядке самоконтроля, не допущены ли землепользователями самовольное занятие земель, достаточно соотнести границы земельного участка с фактически оформленными границами. Информация об оформленных границах земельных участков можно узнать на публичной кадастровой карте в сети «Интернет» по адресу: https://pkk.rosreestr.ru.

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2020 год