Организация работы в государственных учреждениях по предупреждению коррупции

герб города Светлого

Одним из принципов противодействия коррупции является принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

Независимо от формы собственности, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (статья 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Эти меры предусматривают:

– определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

– сотрудничество организации с правоохранительными органами;

– разработку и внедрение в практику работы стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

– предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

– недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Таким образом, в каждой организации должны быть приняты локальные акты, регулирующие вопросы профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений, в том числе урегулирования и предотвращения конфликта интересов. Также должен быть разработан перечень организационных мероприятий, в частности, утверждены антикоррупционная политики и план по противодействию коррупции.

Трудовой кодексРоссийской Федерации предусматривает расторжение трудового договора работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (пункт 7.1 статья 81).

Кроме того, согласно нормам статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации, руководитель государственного учреждения (ежегодно) обязан представлять сведения о своих доходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной государственной власти области, исполняющий функции учредителя, осуществляет в отношении подведомственных учреждений, в том числе мероприятия, направленные на исполнение законодательства, реализацию программ и планов по вопросам противодействия коррупции. Одним из направлений этой деятельности является принятие сведений о доходах руководителя учреждения, их анализ, в том числе на предмет личной заинтересованности, конфликта интересов и аффилированности, а также проверка достоверности и полноты представленных сведений.

Предлагаемый алгоритм действий

по организации работы в государственных учреждениях:

  1. В учреждении локальным актом определить структурное подразделение или должностных лиц (должностное лицо), ответственных за противодействие коррупции. Рекомендуется обеспечить подчинение указанного структурного подразделения или должностных лиц (должностного лица) непосредственно руководителю учреждения.

В должностную инструкцию и в трудовой договор ответственных лиц необходимо внести в качестве обязанности – ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В должностной инструкции прописываются конкретные обязанности, связанные с указанной ответственностью.

В должностных инструкциях работников учреждения предусмотреть обязанность по соблюдению норм антикоррупционных стандартов поведения и персональной ответственности за их нарушение.

  1. Издать в учреждении локальные правовые акты, утверждающие:

План мероприятий по противодействию коррупции;

Положение об оценке коррупционных рисков;

Кодекс этики и должностного поведения работников Учреждения;

Положение о порядке уведомления работодателя о конфликте интересов;

Положение о порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Положение об антикоррупционной политике;

Порядок организации работы телефона «горячей линии» для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции;

Положение о конфликте интересов;

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

Рекомендуется утвердить систему обучения работников по вопросам противодействия коррупции.

Все работники Учреждения знакомятся с локальными правовыми актами в сфере противодействия коррупции под роспись.

  1. Создать комиссию, рассмотрению на которой подлежат вопросы, связанные с соблюдением локальных правовых актов по противодействию коррупции.
  2. Обеспечивать поддержаниев актуальном состоянии локальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, в том числе плана по противодействию коррупции в учреждении.
  3. Провести оценку коррупционных рисков деятельности учреждения, разработать комплекс мер по их устранению или минимизации в соответствии с положением об оценке коррупционных рисков.
  4. Ежегодно проводить оценку результатов антикоррупционных мероприятий (соответствие выполненных мероприятий плану противодействия коррупции в учреждении). Подготовка отчетных материалов о проведенной работе в учреждении и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции (раз в полгода, раз в квартал).
  5. 7. Обеспечить размещение на сайте учреждения информации о деятельности в сфере противодействия коррупции.
  6. Обеспечить ежеквартальное проведение обучающих мероприятий с работниками по вопросам противодействия коррупции в виде: семинаров, кейсов, тестирований, общих собраний, создание стендов в здании учреждения и т.д. Для дополнительного просвещения в сфере противодействия коррупции возможно привлечение сотрудников правоохранительных органов, органов прокуратуры.
  7. Обеспечить обучение (повышение квалификации) лиц, ответственных в учреждении за противодействие коррупции, по антикоррупционной тематике.
  8. Проводить антикоррупционный инструктаж со всеми вновь поступающими на работу в учреждение.
  9. Проводить мероприятия по антикоррупционному просвещению граждан.