Особенности рассмотрения судом административных дел о защите избирательных прав граждан

герб города Светлого

Особенности судебного производства по административным делам о защите избирательных прав определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Правом на обращение в суд с административным иском о защите избирательных прав, помимо зарегистрированных кандидатов, политических объединений, их представителей, членов избирательных комиссий, обладают также граждане, являющиеся избирателями либо участниками референдума. Данные граждане могут обратиться в суд со следующими административными исковыми требованиями:- об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающего их избирательные права;- об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации);- о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме;- избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме. Законодательством об административном судопроизводстве установлены сокращенные сроки рассмотрения административных исковых заявлений. В частности, заявления, поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, должны быть рассмотрены и разрешены в течение пяти дней со дня их поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявления, поступившие в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно (ч. 1 ст. 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Заявления об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должны быть рассмотрены и разрешены в течение трех дней со дня их поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявления, поступившие в день голосования, – немедленно (ч. 2 ст. 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).В период избирательной кампании суд рассматривает дела о защите избирательных прав граждан, в том числе в выходные или нерабочие праздничные дни. Мотивированное решение суда, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел.

Принятые судом решения могут быть обращены судом к немедленному исполнению. При этом решения о включении гражданина в список избирателей подлежат безусловному немедленному исполнению. Апелляционная жалоба на решения суда по делу о защите избирательных прав граждан может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения. При этом стоит отметить, что указанный срок исчисляется со дня объявления резолютивной части решения, а не дня изготовления решения в окончательной форме. Обязательным условием рассмотрения судом дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является участие в нем прокурора, который вступает в процесс для дачи заключения.

 

Заместитель прокурора города Светлого       Е.И. Иванцов