В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», продавец, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи потребителям, обязан обеспечить соблюдение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре, одним из обязательных элементов которой являются сведения о цене и условиях приобретения товаров.
Законодатель отмечает, что информация о цене товара обеспечивает возможность его правильного выбора.
Согласно п. 1 ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
Но как вести себя, если вы обнаружили несоответствие такой цены?
Закон гласит: на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара.
Первое, что необходимо сделать — зафиксируйте информацию о цене, размещенную на ценнике. Это потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом. В присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником.
Если все же возникнет спор, то на основании ст. 493 ГК РФ, Вы смело сошлётесь на свидетельские показания.
Далее, следует предъявить претензию продавцу для чего сразу после покупки потребуйте у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и устно предъявите ему претензию. В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию с описанием возникшей ситуации (дата, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку).
В самой претензии Вы вправе:
— потребовать разницу цены товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ);
— в разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с не предоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»).
Стоит отметить, что в разумный срок входит срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и прочее.
Если продавец отказался удовлетворить претензию, Вы вправе обратиться в суд с исковыми требованиями к продавцу о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником, либо о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы.
Помощник прокурора города
юрист 3 класса Д.Н. Григорьева