В последние годы в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Одним из возможных способов решения этих проблем может быть применение правоохранительными органами возможностей педагогической профилактики, сущность которой заключается в использовании педагогических средств в предупреждении правонарушений. Такие средства разрабатываются в превентивной педагогике, направленной на профилактику данных деяний, совершаемых несовершеннолетними.
Помимо кражи («Мелкое хищение», статья 7.27 КоАП) и хулиганства («Мелкое хулиганство», статья 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями среди несовершеннолетних являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).
Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается свойственным именно молодым людям в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся: повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.
Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:
— распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
— появление в общественных местах в состоянии опьянения;
— мелкое хулиганство;
— мелкое хищение;
— уничтожение или повреждение чужого имущества;
— управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
— незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
— проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1).
А также, по данным полицейской статистики, достаточно часто встречаемое:
— занятие проституцией (ст. 6.11).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
О привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Все эти упомянутые лица должны были принять меры к тому, чтобы подросток не совершал правонарушения. И здесь могут оказать существенное воздействие на личность потенциального правонарушителя возможности превентивной педагогики, которая рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений, педагогическими средствами.
Для достижения положительного результата необходимо оказывать на несовершеннолетних позитивное обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие. Такое воздействие осуществляется путем:
— формирования убежденности у несовершеннолетних в необходимости устранения недостатков своей обученности и воспитанности;
— выявления среди населения групп с повышенной аморальностью, а также отдельных граждан и организации более интенсивных педагогических воздействий на них;
— освещения с помощью средств массовой информации проблем преступности среди несовершеннолетних с показом их негативной роли;
— включения во всех образовательных учреждениях в особые разделы учебных дисциплин, темы, специальные курсы изучения профилактики совершения преступлений;
— усиления деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек, нарушение общественных норм поведения, увлечение алкоголем, употребление наркотиков, нахождение в асоциальных и аморальных группах;
— воспитания соответствующего нормам морали поведения у несовершеннолетних как в семье, так и в общественных местах;
— формирования у несовершеннолетних представлений о том, что совершение преступлений приводит к разложению в обществе нравственных ценностей, повышению преступности;
— массового издания недорогих и популярных книг о негативном влиянии вредных привычек на человека, пропаганды здорового образа жизни;
— проведения индивидуальной воспитательной работы сотрудников ОВД с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью, аморальностью, агрессивностью.
В процессе предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних участвует множество субъектов.
Со стороны государства — это органы внутренних дел; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости. Со стороны близкого общения — семья, близкие родственники, педагог, друзья. Вышеперечисленные субъекты воспитательной работы оказывают различное воздействие на развитие, обучение и воспитание несовершеннолетних. Семья, по нашему мнению, является самым главным из них, так как она оказывает первостепенное влияние с момента рождения человека, помогает понять ему такие нравственные категории, как добро и зло, честь, достоинство, гуманизм, справедливость. Она формирует у человека морально-нравственные качества, уважение к старшим. Очень многое зависит от взаимоотношений в семье — если в ней между ее членами происходят постоянные конфликты, избиения, употребление спиртных напитков, то говорить о ее положительном влиянии на несовершеннолетнего не имеет смысла.
Субъекты воспитательной работы со стороны государства осуществляют следующую деятельность:
1) ограничивают влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействуют на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственно воздействуют на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействуют на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию;
5) занимаются воспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.
Представляется, что если общие профилактические меры оказываются неэффективными, то субъектам воспитательной работы стоит использовать меры индивидуальной профилактики, которые должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить правонарушения и преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются воспитание подростка и изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, чье поведение, взгляды, мотивы поступков свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни, а также обязательный анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.
Субъекты воспитательной работы в своей деятельности используют различные методы и приемы профилактического воздействия на несовершеннолетнего:
а) методы и приемы обучения:
— пример: сотрудник органов внутренних дел рассказывает в образовательном учреждении о случаях совершения преступлений их сверстниками;
— объяснение и рассказ: сотрудник полиции поясняет несовершеннолетним, как нельзя себя вести, как нужно поступать в той или иной ситуации;
б) методы и приемы воспитания:
— рекомендация и совет (например, субъект воспитательной работы рекомендует несовершеннолетним заниматься спортом, вести здоровый образ жизни);
в) методы и приемы развития:
— активизация интереса и мышления, например сотрудники органов внутренних дел проводят в образовательных учреждениях различного рода спортивные мероприятия, игры.
Такая деятельность, как педагогическая превенция, предполагает формирование у несовершеннолетних доброжелательности, подлинного желания помочь человеку, душевности, сопереживания, искренности, доверительности, оптимизма, открытости.
В современных условиях нацеленности на гуманизацию всех сфер жизни общества основными направлениями совершенствования профилактики совершения преступлений несовершеннолетними являются:
1) гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
2) профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
3) усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
4) придание семье роли ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
5) четкое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.
В заключение необходимо отметить, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, при значительных масштабах распространения требуют решительных, энергичных и целенаправленных мер по их предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также в недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. На наш взгляд, для совершенствования профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений субъектам воспитательной работы со стороны государства необходимо проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях с целью пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств, досуга в аморальных группах, которые постепенно разлагают морально-нравственные качества человека, впоследствии приводящие к совершению правонарушений и преступлений. Положительный результат также приносит и проведение встреч и собраний с родителями несовершеннолетних для того, чтобы понять, чьи родители должным образом воспитывают своих детей, а чьи не оказывают им должного внимания.
Представляется, что такая системная деятельность в обозначенном направлении может и должна приносить положительные результаты.